Українська література » Поезія » Том 8 - Леся Українка

Том 8 - Леся Українка

Читаємо онлайн Том 8 - Леся Українка
на Буковине, среди карпатских горцев (гуцулов), в округе Кимполунго (Довге Поле), который принадлежит к живописнейшим мест-ностям Карпат. Семья Федьковичей принадлежала кмел-коземлевладельческим; образ жизни таких семей только тем отличался от крестьянского, что мальчики в них по-лучали некоторое образование, как это было и в семье нашего писателя. Сам Федькович всегда считал буковин-ское крестьянство своей родной средой. Старший брат Федьковича принимал участив в депутации, которая была отправлена в новооткрытый парламент * и подала импе-ратору петицию о правах буковинского крестьянства. В 1848 г. Федьковичу пришлось некоторое время жить в Молдавии, где один немецкий художник принял в нем большое участие * и познакомил его с немецким, а также с испанским языком и литературой. Под влиянием этого художника, о котором Федькович навсегда сохранил са-мые теплые воспоминания, Федькович начал заниматься литературой, но вначале писал только по-немецки, так как ему не приходило в голову, чтобы его родной язык мог годиться для художественных целей. Нацио-нальное чувство заговорило в нем впервые, когда в 1852 г. он попал в воєнную службу, причем участвовал в Итальян-ской кампании *, в битвах при Мадженто и при Сольферино.

Там же, в Италии, Федькович написал своє первое малорусское стихотворение «Ночліг», но не придавал тогда никакого значення этому началу.

В 1859 г. Федькович вернулся на родину офицером и в Черповцах познакомился с немецким профессором Нойбауэром *, который очень поощрил его литературные опыты на немецком языке, особенно его переводы буко-винских народных песен. Около того времени Федькович стал печатать свой немецкие произведения, но особенного успеха они не имели. Тогда же в Черновцах познакомился Федькович с русином-патриотом Кобылянским *, который убедил его, что естественнее всего русину писать по-мало-русски. Под влиянием этих убеждений Федькович стал снова писать малорусские стихи (перевел, между прочим, немецкий народный гимн на малорусский язык) и даже издал маленький сборник этих стихов, в очень ограничен-ном количестве экземпляров, для раздачи своим бывшим товарищам-солдатам. Эти первые стихотворения проникли в Галицию и там сразу обратили на себя внимание всех, кто сколько-нибудь интересовался малорусским словом. Дидыдкий *, литератор старой школы и старого, шляхет-ско-униатско-славянофильского направлення, был так тро-нут непосредственной и свежей поэзией Федьковича, что забыл свой чопорные эстетические требования и мечты о создании какой-то особой, «образованной», а не народной литературы и в 1862 г. издал во Львове новый сборник стихотворений Федьковича, выразив в своем преди-словии к ним надежду, что Федькович будет вторым Шевченко австрийской Руси. Надежде этой не суждено было сбыться: поэтический талант Федьковича не прогрессиро-вал, и его первые стихотворения так и остались лучшими. Особенно хороши из них те, которые относятся к воспо-минаниям о тяжелых годах жизни поэта в Италии.

♦ Поэтического таланта Федьковича хватало на воспро-изведение непосредственных впечатлений жизни в безы-скусственной форме, стиль народной песни лучше всего давался ему, но едва поэт переходил к отвлеченным темам или сложным сюжетам, пытался усвоить себе форму сонета и книжный стиль, как получались произведения безжизненные, мало чем лучше произведений того же Дидыцкого и других галицких поэтов того времени, из которых ни один не возвышался над посредственностью. Быть может, этому причиной то, что тогдашний литера-турный малорусский язык был совершенно не выработан, и красиво писать на нем не мог бы даже гений. Впрочем, впоследствии народный стихотворный стиль тоже изме-нил Федьковичу, и в этом был виноват, по иронии судьбы, именно тот образец, на который указывал поэту его пер-вый ценитель — Дидыцкий: ^влияние поэзии Шевченко на Федьковича было роковым: эта сильная поэзия слиш-ком поразила еще не окрепшего буковинского поэта, чем более Федькович увлекался' Шевченко, тем более терял свою оригинальность и, наконец, совершенно подчинился ему, а если порой освобождался, то только для подража-ний галицким «боянам», что, конечно, было совсем не лучше. Сонеты Федьковича похожи на плохие подражания Мицкевичу, а в поэмах чувствуется влияние второстепен-ных немецких романтиков. Что же касается сложных сюжетов и философских тем, то для них необходима бы-ла ббльшая степень культурного развития, чем какою обладал Федькович, получивший в молодости незначитель-ное образование, которое он ревностно старался дополнить чтением, будучи в военной службе; но это чтение,— глав-ным образом по немецкой литературе,— конечно, не могло быть систематическим при бивуачной жизни.

Недостаток широты мысли и глубины понимания осо-бенно сказывается в тех поэмах Федьковича, в которых затронуто интересное и сложное явление буковинской жизни начала XIX ст., а именно, разбойничество. «Опришки», как называет буковинский народ своих разбойни-ков, напоминают украинских эпигонов гайдамаччины типа Кармелюка, который остался в памяти народной не как простой грабитель, а как противник экономического и соціального неравенства. Федькович дает в своих поэмах только анекдоты в романтическом вкусе из жизни знаменитих опришков, но глубокие причини и внутренний смисл самого явлення, видимо, били совершенно неяснн для него.

Итак, Федьковичу,— при несомненном поэтическом даровании,— не суждено било сделаться большим поэтом; хотя на родине его и в Галиции стихи его до сих пор пользуются популярностыо и многие из них положены на музыку галицкими композиторами, но за пределами Австрии они совершенно неизвестны. Более широкую и прочную известность создала Федьковичу его проза.

Свои прозаические произведения Федькович писал вначале тоже по-немецки, но, ободренный успехом своих малорусских стихов, он начал и в прозе писать на родном языке, причем стал помещать свои рассказы в галицких малорусских журналах. Это сотрудничество познакомило Федьковича с тогдашними галицкими литераторами-народ-никами, и мало-помалу сам он примкнул к народническо-му направленню, бывшему тогда самым передовим в Га-лиции.

Развитию у Федьковича народнических идей способ-ствовало и то, что, вышедши в 1863 г. в отставку из воен-ной службы, он вошел в более близкое соприкосновение с народной жизнью, служил выборным от крестьян своего округа в сервитутной комиссии *, был войтом (старшиной) своей общини, потом инспектором народних ШКОЛ. В ЭТО время Федькович написал свои лучшие повести, которые создали ему имя и возбудили интерес к его родине за пределами, Австрии. Федькович воспроизводит в художествен-ной форме воспоминания юности, впечатления походов, разные поразившие его воображение еобытия; все это иро-никнуто теплим, глубоким чувством, любовью к изобра-жаемым людям и природе буковинской. Эти повести своим красивым, чисто народним стилем и трогательной манерой напоминают малорусские повести Марка Вовчка/Можно сказать, что лучшего стилиста, чем Федькович, не било и нет среди буковинских и галицких писателей, и вообще сочинения Федьковича можно поставить наряду с лучши-ми образцами малорусской — и, пожалуй, не только ма-лорусской,— народничеекой литературн.1 Сквозь легкую, а подчас и довольно густую димку идеализации вирисо-вываются яркие, живие картини, метко, изящно очерчен-ные силуэты; на всем чувствуется присутствие жизни.

Федькович не чужд недостатков, свойственных вообще тогдашней народничеекой

Відгуки про книгу Том 8 - Леся Українка (0)
Ваше ім'я:
Ваш E-Mail: