Українське письменство - Микола Зеров
При этом установлено, что все внешкольные занятия должны быть бесплатными. Что касается развлечений, спектаклей и литературных вечеров, то они могут быть платными и бесплатными в зависимости от усмотрения распорядителей. На ведение курсов, вечерних занятий и воскресных классов, на устройство чтений с кинематографом и волшебным фонарем признано возможным отпустить 120 руб. в год на каждый пункт, где есть народный дом или библиотека-читальня. Вознаграждение лекторам принято от 1 р. до 3 р. за один раз.
Заканчивая свои занятия, губернское совещание по внешкольному образованию высказало следующий взгляд на задачи предположенной осуществлению программы: «Внешкольное образование должно не только давать населению известную сумму знаний, но и возвышать в нем инициативу и потребность построить свою жизнь на разумных началах». Цель высокая и благородная. Несомненно, на пути к ней земствам придется испытать немало затруднений; особенно на первых порах. Но несомненно также и то, что благое дело народного просвещения найдет себе и достойных дельных работников, которые, выражаясь словами поэта,
не сомкнут очей в дремоте и не ослабнут пред борьбой.
1916
Вопросы внешкольного образования и Зеньковское земство{41}В прошлой статье, помещенной в №№ 9 и 10 «Труда», нами сделан посильный обзор новым культурным начинаниям Полтавского губернского земства.
Мы видели, что Полтавское земство нашло в себе достаточно силы для широкого размаха в деле создания народных домов, библиотек-читален и др. культурно-образовательных учреждений в губернии. Разумеется, обсуждая различные мероприятия в области внешкольного образования, земское собрание, равно и частные совещания, созванные управой, набрасывали лишь общий план, намечали общие основания обширной просветительной работы. Практическое осуществление этих принципов, создание сети народных домов и библиотек, подробное выяснение финансовой стороны дела — все это должно лечь на плечи уездных земских собраний и уездных управ. Поэтому вопрос о том, насколько искренно отнесутся эти учреждения к постановлениям губернского собрания, приобретает немалый интерес и значение.
Как же отнеслось к этим постановлениям наше Зеньковское земство?
Доклад об осуществлении сети внешкольного образования в Зеньковском уезде был внесен на обсуждение 51-го очередного земского собрания, состоявшегося 2—5 ноября 1915 г. Предваряя решение собрания, уездная управа в своем докладе решительно высказалась в том смысле, что потребность населения во внешкольном образовании вполне назрела и давно уже требует удовлетворения. Единственным препятствием на пути к осуществлению новых просветительных задач являются лишь «финансовые затруднения, испытываемые земством в связи с войной». Однако, несмотря даже на эти затруд[…] в самых скромных размерах, в ближайшее же время, не дожидаясь конца войны. Основания для этого управа видит в широком развитии кооперативных учреждений в уезде, в несомненном интересе, проявленном некоторыми из этих учреждений к культурно-просветительным предприятиям и, наконец, в своей глубокой уверенности, что со стороны сельских культурных кружков и обществ земство может ждать как финансовой, так и моральной поддержки для своего доброго начинания.
По вопросу о том, кому должны принадлежать народные дома, Зеньковское земское собрание согласилось с мнением Полтавской губернской управы, предоставлявшей их в собственность кооперативов (губернское земское собрание признало, что дома должны быть собственностью уездных земств). В ведении земства, по мнению Зеньковского собрания, должна находиться, главным образом, организационная часть, забота о наиболее целесообразном направлении новых просветительных предприятий. Земство должно «организовывать общества», «давать указания», как осуществлять те или иные начинания, «показывать, как вести библиотеки-читальни, как устраивать выставки, музеи и проч.». «Помимо заведывающего образовательными учреждениями уезда необходимо иметь специалистов по главным видам внешкольного образования, напр.: лекторов по разным отраслям знания, режиссеров, регентов и проч., чтобы каждый из них, разъезжая, мог не только сам прочесть лекцию или устроить спектакль или вечер, но, помимо этого, организовывал местный элемент, создавал ячейки, которые могли бы продолжать дело самостоятельно, пользуясь некоторыми указаниями со стороны специалистов».
Доклад управы был целиком принят собранием в заседании 4 ноября 1915 г. По докладу был вынесен целый ряд резолюций, из которых мы приведем лишь самые важные: 1) провести ассигнования средств на устройство народных домов и др. предприятий на ближайшем очередном собрании (таковым является собрание текущего 1916 г.), 2) поручить Управе […] отношение между земством и кооперативами в деле осуществления просветительных мероприятий по внешкольному образованию и 3) поручить Управе разработать сеть внешкольного образования в уезде, а равно и финансовый его план.
Во исполнение последнего постановления собрания, управа составила список предполагаемых постройкой народных домов и библиотек-читален. Народных