Українське письменство - Микола Зеров
1914
Культурно-просветительные начинания полтавского губернского земства{40}Заслуги русских земств в деле распространения народного образования велики и неоспоримы. Чтобы оценить их по достоинству, достаточно припомнить одно то, что до 60-х годов прошлого столетия (т. е. до времени возникновения земских учреждений) народной школы у нас не было вовсе и что во многих местах России начальная земская школа до сих пор является главным и почти единственным источником просвещения на селе. В настоящее время деятельность земства значительно расширилась благодаря усиленному школьному строительству последних лет, — строительству, которое все более и более приближает нас к введению всеобщего и обязательного обучения. И тем не менее должно признать, что в области народного просвещения земством сделано далеко не все: обширному делу так называемого «внешкольного» образования народа (народным домам, лекциям, библиотекам-читальням) до сих пор уделялось чрезвычайно мало внимания.
Почему же земство, вообще столь заботливое в деле просвещения, так мало останавливалось на этой его стороне?
Опасалось ли большинство наших земских деятелей вредных последствий такого быстрого проникновения образования в народную среду, или же здесь сказались другие причины — это вопрос большой, сложный, для разрешения которого у нас нет в данную минуту ни времени, ни места. Для нас важно отметить лишь то, что в последнее время дело внешкольного образования считается важным и неотложным, и вопрос о надлежащей его постановке уже внесен на разрешение губернских и уездных земских собраний.
Заинтересовалось этим вопросом и наше Полтавское земство.
В 1914 году Полтавская губернская земская управа поставила на обсуждение 50-го очередного земского собрания обстоятельный и прекрасно мотивированный доклад о постройке народных домов в селах Полтавской губ. Доклад этот, намечая целую сеть культурно-просветительных учреждений (народных библиотек, популярных чтений и курсов) имеет в виду созданием новых просветительных средств и разумных развлечений придти на помощь населению деревни, которое, по мнению авторов доклада, теперь испытывает скуку, не зная, чем заполнить досуг, образовавшийся после запрещения торговли спиртными напитками.
На задачи и цель народных домов Полтавское земство взглянуло очень широко. В докладе управы земскому собранию мы читаем: «Заключая в себе аудиторию — зал и две-три комнаты для библиотеки-читальни, народный дом явился бы культурным центром для данного селения и даже для целого района. В аудиториях земские агенты (агрономы, врачи, учителя и др.) могли бы вести беседы с населением, каждый по своей специальности, устраивать курсы и выставки по сельскому хозяйству, гигиене и др. отраслям знания; эти залы служили бы местом и для организации спектаклей, концертов и для собраний участников местных кооперативов и др. обществ. Библиотека-читальня же давала бы населению возможность пополнять и освежать свои знания. Помимо всего того в народном доме могли бы найти себе приют местные кооперативы: кредитные товарищества, сел. хоз. и потребительские о-ва, а равно и др. культурные начинания данного селения или района».
Таким образом, народный дом представляется в докладе управы естественным центром культурной жизни местности. А что такой центр является настоятельной необходимостью для деревни, это ясно уже из того, что во многих местах кооперативные общества построили для себя специальные здания, где отводится значительное место и для просветительных начинаний. Отсюда, по мнению авторов доклада, вытекают следующие вопросы. Если создание народных домов есть потребность назревшая, и эта потребность живо сознана самим населением, то вопрос о постройке народных домов значительно упрощается. Организация отдельных домов и заведывание ими должны и в дальнейшем находиться в руках кооперативных обществ. Им должен принадлежать почин в этом благом деле. На земство падает обязанность поддержать небогатые сельские учреждения деньгами и советами, помочь им в устройстве разного рода чтений, спектаклей и лекций и, главное, внести планомерность в самую организацию дела, составив сеть народных домов с таким расчетом, чтобы все местности губерний были обслужены ими более или менее равномерно.
Всех народных домов в губернии предположено около 300: это число приблизительно совпадает с числом административных сельских центров — волостей и с числом действующих сельскохозяйственных обществ, — обстоятельство, с достаточной ясностью указывающее, что цифра 300 ни в коем случае не является преувеличенной. Расход на постройку такого количества домов выразится в сумме около 3—4 миллионов рублей. Размер безвозвратного пособия на постройку со стороны губернского земства определен земским собранием в третьей части общего расхода, но не свыше 5000 руб. в каждом отдельном случае. Такую же сумму должны принять на себя и другие два участника постройки — местное общество и уездное земство.
По вопросу об организации народных чтений и библиотек-читален земским собранием определенных решений принято не было. Вопрос этот был передан на разрешение особых совещаний по внешкольному образованию с участием представителей уездных земств. Созванные губернской управой в мае и июле 1915 года, совещания эти признали необходимым учереждение библиотек-читален при всех народных домах губернии. Эти библиотеки-читальни, числом около 300, должны находиться в ведении тех же обществ, которые заведывают и народными домами. В селениях малозначительных, с населением не менее 300 чел., читальни должны быть основаны независимо от народных домов. При таких читальнях образовываются особые попечительства из представителей земства, местных работников и полезных для дела частных лиц; на попечительства падает забота о содержании читален и пополнении их книгами. Расходы по оборудованию и содержанию читален принимают на себя уездные губернские земства.
По вопросу