Тарас Шевченко та його доба. Том 2 - Рем Георгійович Симоненко
Составлен всеподданнейший доклад, в коем подробно изложены все сведения, имеющиеся доселе о Славянском обществе, допросы Гулака, имена соучастников его и степень прикосновенности их к обществу, распоряжения, сделанные к обыску и доставлению их в Петербург, и все меры, принятые к полному объяснению дела.
Предложено протоиерею Малову посещать Гулака в течение 28, 29 и 30 марта и дано наставление, чтобы он, Малов, продолжал кроткие убеждения, употреблял иногда и выражения строгие, доказывал бы Гулаку, что кроме преступления перед правительством и государем он согрешает и перед Господом, и описал бы ему всю важность, заключающуюся в его преступном упорстве.
На вопрос Малова, должен ли он о его посещении Гулака донести митрополиту, дано ему по этому предмету разрешение, но с тем, чтобы в донесении своём не входил ни в какие подробности, а донёс бы только, что был приглашён для увещаний арестанта, упорствующего в открытии истины.
Предписано генерал-лейтенанту Перфильеву подробно донести, что ему известно в Москве насчёт Славянского общества, об именах тех, которые слывут славянофилами, об образе их мыслей, занятий и обо всём, до них относящемся, а также не питают ли они каких-либо политических замыслов.
Справлялись в бывшей квартире Гулака, не был ли кто в оной, и не спрашивали ли о Гулаке…
Протоиерей Малов во второй раз посетил Гулака, объяснял ему обязанности христианина и верноподданного, толковал важность всеподданнейшей присяги и ничтожность перед оною данного им кому-то обета, говорил о его родителях и сёстрах. Гулак, по-видимому, был вполне расстроган, плакал и показал совершенную преданность Богу и всем постановлениям религии; но на все вопросы о тайном обществе и соучастниках отвечал: «Я дал обет Богу молчать, прав ли оный или неправ, я оного не нарушу. Я Вам сказал уже, что никакого открытия сделать не могу и связанный обетом, теперь повторяю Вам так же. Обет мой перед Богом, за мною его исполнение. Что Господь со мной ни сделает, моему обещанию я не изменю». Никакие убеждения Малова не могли победить его упорства.
Марта 29
Гулаку предложены были вопросы как о тех лицах, которых он посетил в С. – Петербурге, так и о тех, которые у него бывали.
На это Гулак ответствовал… посещали его только по старому знакомству, и он с ними не имел никаких разговоров, кроме самых общих; более же никто не бывал…
К обер-полицеймейстеру послано 15 руб. серебром для раздачи в награду тем нижним полицейским чинам, которые после арестования Гулака нашли брошенную им рукопись под заглавием «Закон божий».
Протоиерей Малов в третий раз был допущен к Гулаку, и в третий раз его убеждения оказались бесполезны…
Марта 30
Протоиерей Малов в четвёртый раз увещевал Гулака, но всё безуспешно. «Не могу, не могу, – сказал Гулак, – не по упрямству, а по силе моего обета…»
Апреля 1
Генерал-адъютант граф Орлов, прибыв в III Отделение, вновь лично предложил Гулаку словесные и письменные вопросы по всем предметам дела о Славянском обществе, но Гулак и словесно и письменно на все вопросы отвечал: «Не знаю!» Таким образом, он и при новом вопросе показал прежнее, ничем не преоборимое упорство.
За сим в ожидании доставления в С. – Петербург других арестантов, Гулак отправлен в Алексеевский равелин; а коменданту крепости сообщено, чтобы Гулака как закоренелого и доказанного политического преступника, увеличивающего вину свою необыкновенным упорством, содержали в равелине самым строгим образом, в совершенном уединении, не допуская никого к нему и не давая ему ни книг, ни других предметов развлечения.
Апреля 2
Генерал-адъютанту гр. Киселёву сообщено о немедленном арестовании и доставлении со всеми бумагами в III Отделение служащего в министерстве государственных имуществ чиновника Иславина, которого посещал Гулак.
Генерал-лейтенанту Адлербергу объявлено высочайшее повеление о сделании распоряжения, дабы все письма, кои будут пересылаться по почте к находящимся за границей Савичу, Кулишу и Чижову, были подвергаемы перлюстрации.
Представлена г-ну шефу жандармов записка, извлечённая из III Отделения, о том, что находящиеся за границею польские выходцы под руководством Адама Чарторижского ещё с 1845 г. замышляют также о соединении всех славянских племён в одно царство, полагая разделить оное на четыре штата:
1) Русско-славянский,
2) Польско-славянский,
3) Чехо-славянский,
4) Иллиро-славянский, с тем, чтобы каждый штат управлялся сообразно своим правам и обычаям, на либеральном основании, но под одним федеральным господством. В Париже учреждено с этой мыслью общество, называемое «Славяно-народное владо», которое рассылает своих агентов и старается разными другими средствами распространять свои замыслы. Хотя из дела о Славянском обществе св. Кирилла и Мефодия доселе не видно, чтобы члены оного были в сношениях с польскими выходцами, но весьма вероятно, то действия Парижского славянского общества подали мысль и нашим молодым людям, уроженцам Малороссии, мечтать о восстановлении прошлой вольницы на их родине.
Апреля 4
…Генерал-лейтенанту Кокошкину послано 200 руб. серебром, всемилостивейше пожертвованных частному приставу Юнкеру в награду деятельности и распорядительного поступка его при отыскании после арестования Гулака рукописи «Закон божий». В то же время упомянутая сумма, по высочайшему повелению, потребована от министра финансов на известное и. в. употребление.
Апреля 5
Всеподданнейший доклад о Гулаке, с относящимися к оному приложениями, был препровождён к г-ну военному министру, который по прочтении возвратил сии бумаги.
Составлена для г-на шефа жандармов записка о степени прикосновенности к делу о Славянском обществе Кулиша.
Апреля 6
Генерал-адъютант Бибиков доставил донесение к нему гражданского губернатора Фундуклея480 и попечителя Киевского университета генерал-майора Траскина насчёт осмотра бумаг тех из лиц, прикосновенных к делу о Славянском обществе, которые находятся в Киеве.
Из сих лиц бывший студент Маркович выбыл из Киева и должен находиться в Переяславле, но осмотрена была квартира его, в которой оказались бумаги, несколько сомнительные, почему в Переяславль послан чиновник для арестования Марковича. Адъюнкт Костомаров при обыске у него бумаг сам предъявил кольцо с надписью св. Кирилла и Мефодия и сделанный им перевод одного места их революционного польского сочинения. В двух письменных показаниях своих Костомаров объяснил, что кольцо им изобретено, но только из уважения к памяти первых просветителей славян, что подобные кольца носили ещё Гулак и Навроцкий, что он, Костомаров, в обществе этих молодых людей, а также Посяденко и Марковича иногда рассуждал о славянстве, что, не ручаясь за других, он не замечал в этих беседах и действиях никакого тайного общества и злоумышления, что упомянутый перевод из польского сочинения он давал списать Гулаку и в этом признаёт себя виновным. Между бумагами его найдены некоторые, относящиеся до славянства. Посему Костомаров вместе с бумагами