Тарас Шевченко та його доба. Том 2 - Рем Георгійович Симоненко
Для окончательных улик не оказалось у Кулиша только кольца и образа во имя св. Кирилла и Мефодия.
Выписка из бумаг Кулиша и Белозерского представлена его и. в.
В 11 часов вечера того же 10 апреля доставлен в III Отделение из Полтавы бывший студент Киевского университета Навроцкий.
При нём оказалось весьма мало бумаг, и те, кроме одной, состоят из писем, рассказов любовного содержания, ни в каком отношении не важным; одна же замечательная бумага – это стихи на смерть Пушкина сочинения Лермонтова, за которые он в 1837 г. был переведен из гвардии в Кавказский корпус.
Кольца и иконы во имя св. Кирилла и Мефодия не нашлось и у Навроцкого.
Перший допит Костомарова
Апреля 11
В ½ 2 часа пополудни привезен в III Отделение из Киева адъюнкт университета Св. Владимира Костомаров.
Господин шеф жандармов лично предложил Костомарову вопросы. Он ответствовал, что ему неизвестно было о существовании общества, но он слышал многие разговоры о славянстве, о соединении славянских племён и подобных предметах. Он обещал написать всё ему известное по этому предмету, что ему и дозволено, а между тем приступлено к разбору его бумаг.
В ½ 6 часа пополудни того же 11 апреля доставлен в III Отделение из Киева студент Андрузский, имеющий 19 лет.
В бумагах его, при поверхностном обзоре оных, найден проект, им самим писаный: «О достижении равенства и свободы, преимущественно в славянских землях». Также разные стихи, большей частью на малороссийском наречии.
Огляд паперів Костомарова
Апреля 12
Окончен разбор бумаг Костомарова. В них оказались:
1. Рукопись, называемая «Закон божий», переведенная им на малороссийское наречие, из Мицкевичевой «Pielgrzymka», но в ней нет ни воззваний к славянам, ни устава Славянского общества.
2. Три легенды о св. Кирилле и Мефодии, записки о панславизме и записка же о славянских народах. В этих бумагах выражены все мысли славянистов о важности и вольности славянских народов в древние времена, о необходимом стремлении их слиться в одно целое и о надеждах, что это слияние рано или поздно непременно совершится.
3. Пять писем Кулиша к Костомарову. Из них видно, что Кулиш выше всего считает свою Малороссию и только о ней одной думает, а Костомаров заботится о всех славянских племенах. От этого происходят между ними ссоры, и Кулиш, опровергая мнение Костомарова о незначительности языка и характера малороссиян, в запальчивых выражениях доказывает чрезвычайно великое значение Малороссии, пророчествуя, что пред этой страной падут все преграды и она достигнет своей вольности.
4. На нескольких листах малороссийские стихи возмутительного содержания и две книги стихов Шевченки, одна рукописная, хорошо иллюстрированная, а другая печатная. В стихах Шевченки также во многих местах проявляются вольные мысли.
5. Рукописная драма на польском языке без означения имени составителя…
6. Кольцо с надписью имён св. Кирилла и Мефодия и печать с вырезкой слов: «Иоанна гл. VIII, cт. 32». В этом стихе сказано: “И уразумеете истину и истина освободит вы”».
Про що дізналося слідство з паперів і допиту Андрузького
Слідство поспішало: «Того же 12 апреля окончено рассмотрение бумаг и студента Андрузского488. Между ними оказались:
1. Два проекта, составленные самим Андрузским; «О достижении возможной степени равенства и свободы, преимущественно в славянских землях». В этих проектах Андрузский сначала полагает оставить в России самодержавное правление, ограничив государя только законами, им же изданными; потом ограничить государя представительными властями (депутатами), допущением оппозиционных журналов и прочее; и, наконец, признавал, что лучше ввести республиканское правление. Относительно народных сословий он полагал сначала уничтожить дворянство и оставить одни производительные классы, купечество, цехи и земледельцев, присоединив к ним ещё духовенство; потом, не уничтожая дворянство, определить точные права дворян и принять меры к постепенному выкупу крестьян из крепостного состояния. Нижним воинским чинам он назначает 10-летний срок службы, а потом они должны быть по 5 лет дома и по одному лету в лагере, до конца 20 лет всей службы. В таком роде написаны проекты Андрузского – без системы, без твёрдых убеждений; сначала говорит одно, а там другое и везде сам себе противоречит. На вопрос: «Отчего это произошло?» – он отвечал, что старался составить лучшее, по его понятиям, государственное постановление и записывал в тетрадь всё, что ему приходило в голову.
2. Стихотворения самого же Андрузского, в которых он описывает мнимые бедствия малороссиян и угнетения, будто бы претерпеваемые ими от русских.
Андрузский показал себя самым откровенным молодым человеком. Нимало не скрывая собственных своих заблуждений и сам указывая в своих бумагах преступное, он с величайшим простодушием изъясняет готовность объявить всё известное ему о славянистах. При первом поверхностном допросе он объяснил, что в Киевском университете существует как бы эпидемия политическая: почти все студенты заняты мыслями о государственном преобразовании, и у многих находятся проекты разных конституций, что в Киеве Славянское общество имеет две главы – Костомарова и Шевченку, из которых первый принадлежит к умеренной партии, а второй – к неумеренным, что главное правило Шевченко: «Кто предан государю – тот подлец, а кто либерал – тот благородный человек», что славянисты разделяются ещё по племенам – на малороссиян, поляков и русских, но из них многочисленны только первые две партии, а из русских занимаются идеями славянизма не более четырёх или пяти студентов, что киевские профессора не подают студентам поводов к либерализму и читают лекции весьма осторожно, идеи же либерализма привозят к ним молодые люди из столиц, что в Москве считается главный корень славянизма, хотя там с этим не соединяют политических идей, а занимаются только исследованием древностей, наречий и историей славянских племён. Шевченко же распространил в Киеве то мнение, что и в Петербурге, и в Москве все следуют его правилу, то есть всех преданных государю называют подлецами, а либералов благородными людьми»489.
Апреля 13
Окончено рассмотрение показаний и бумаг Тулуба и Посяденки. Первый отозвался на все главные вопросы о славянстве незнанием, а прочие объяснения его не заключают ничего важного. Напротив того, бумаги Посяденки обращают на себя особенное внимание.
В одной записке Посяденки малороссияне размышляют, не лучше ли им пристать к полякам и, изъявляя опасение, чтобы от этого не было хуже, продолжают, что они будут помышлять о своей родине и готовы пролить за неё казацкую кровь.
В двух черновых просьбах, которые Посяденко полагал представить государю императору и одному из министров, он