Україна і Крим: спільність історичної долі - Василь Арсенович Чумак
I. СИТУАЦИЯ В КРЫМУ, по мнению экспертов, будет определяться в ближайшей перспективе сочетанием трех основных тенденций.
Во-первых, в течение этого года неизбежно значительное ухудшение социально-экономической ситуации, которая до сих пор отличалась известной стабильностью по сравнению с другими регионами. Фактически оно уже началось в связи с введением купонов.
Наметились признаки падения сельскохозяйственного и промышленного производства, ухудшается продовольственное снабжение и состояние потребительского рынка, сокращаются поставки топливно-сырьевых ресурсов, комплектующих и техники как с Украины, так и из России. Ряд крупных предприятий может оказаться в ближайшие месяцы на грани остановки, в том числе в связи с резким сокращением военных заказов.
Особенно резкое ухудшение социально-экономической ситуации в Крыму может произойти в случае обострения конфликта между Россией и Украиной и попыток последней использовать рычаги экономического давления (прекращение подачи воды и электроэнергии, транспортная блокада, сокращение поставок продовольствия, газа и нефтепродуктов, сельскохозяйственной техники). Не менее тяжелые последствия будет иметь введение гривны без соответсвующего платежного соглашения между Украиной и Россией, что приведет к выключению Крыма из общей рублевой зоны и экономического пространства СНГ.
Анализ показывает исключительно высокую зависимость хозяйства Крыма от поставок как с Украины, так и из России. Если Крым окажется в этой ситуации без действенной поддержки и зашиты России, его ожидает экономическая и социальная катастрофа.
Во-вторых, наблюдается широкое недовольство населения Крыма политикой нынешнего руководства Украины, рост антиукраинских настроений. В первую очередь это связано с попытками принудительной украинизации общественно-государственной жизни полуострова.
В целом стремление Украины к полной «самостийности», линия на выход из СНГ и разрыв с Россией не находят поддержки в Крыму, активно не принимаются русскоязычным населением и рождают законные опасения за его будущее положение в независимой Украине.
В-третьих, в ближайшие месяцы можно ожидать обострения внутриполитической ситуации в Крыму в связи с ростом недоверия к нынешнему руководству республики и усиливающейся критикой в его адрес за пассивность, двойственность позиции и неспособность защитить интересы населения республики.
На данный момент наибольшим влиянием пользуется РДК Республиканское движение Крыма, которое практически не имеет серьезных политических оппонентов в лице других массовых организаций или движений в Крыму и пользуется широкой финансовой поддержкой предпринимательских и коммерческих структур. Особенно сильные позиции имеет в Симферополе, Севастополе, Керчи и на Южном берегу Крыма.
РДК решительно выступает за суверенитет Крыма, выход из состава Украины и присоединение к СНГ или России. При этом оно исходит из необходимости полной передачи в ведение СНГ или РФ вопросов обороны, внешней политики, финансов, пограничного и таможенного режима при сохранении за Крымом функций административно-хозяйственного самоуправления и статуса свободной экономической зоны.
В случае затягивания вопросов о проведении референдума РДК планирует организовать массовые акции протеста (забастовки, голодовки, митинги и манифестации). Для противодействия возможным попыткам силового давления со стороны Украины готово организовать отряды гражданской самообороны на базе республиканской организации воинов-афганцев.
После проведения референдума РДК намерено добиваться досрочных выборов в ВС республики, формирования нового правительства, принятия новой Конституции. Стоит в оппозиции к нынешнему составу и руководству ВС, рассматривает вопрос о выдвижении командующего ЧФ адмирала Касатонова, быстро набирающего популярность в Крыму, своим кандидатом на пост президента или председателя ВС.
Вместе с тем движение имеет ряд слабых мест (слабость организационной базы, отсутствие авторитетных и популярных фигур в руководстве, недостаток опыта политической и организационной работы и т. п.), которые могут затруднить достижение намеченных целей.
II. ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В КРЫМУ
Помимо известных исторических, культурно-этнических и экономических причин значение Крыма для России определяется в настоящее время тремя важными обстоятельствами.
Во-первых, в связи с дезынтеграцией единого оборонного пространства СССР, событиями в Закавказье и активизацией Турции, Ирана и Пакистана в этом регионе Крым и Черноморский флот приобретают жизненно важное значение для обороны южных рубежей России и СНГ.
Линия ведущих политических сип и нынешнего руководства Украины на выход из СНГ при явной неспособности и нежелании сохранить его как действующую стратегическую и оперативно-тактическую группировку могут привести к фактическому уничтожению и распродаже Черноморского флота, поставить под угрозу интересы других государств в этом регионе. Особенно опасная ситуация может сложиться в случае прихода к власти в Украине крайних националистических сил.
Поскольку иного места базирования ЧФ, кроме Крыма, реально не существует, эти вопросы оказываются реально связанными между собой.
Во-вторых, в условиях распада СССР и отделения Украины и Прибалтики незамерзающие порты Крыма приобретают особое значение для внешней торговли России и других государств СНГ, для гарантированного круглогодичного доступа к мировым торговым и морским путям. При дополнительных вложениях в инфраструктуру (восстановление железнодорожного парома или строительство моста через Керченский пролив, развитие портово-складского хозяйства и современных систем связи и т. п.) Крым имеет перспективу стать важным торгово-финансовым центром Евразии в Средиземноморье.
Выключение Крыма из рублевой зоны и общего рыночного пространства СНГ может создать труднопреодолимые препятствия для реализации интересов России в этом направлении.
В-третьих, в связи с положением в Закавказье резко возрастает роль Крыма как уникальной курортной зоны и поставщика многих важных видов южных культур в Россию (ранние фрукты и овощи, ценные масличные культуры, виноделие и т. д.). Обеспечить широкий доступ населения России к здравницам Крыма в условиях выхода Украины из единого валютного, экономического пространства вряд ли окажется возможным, что, безусловно, будет иметь не только экономический, но и широкий психологический и социально-политический эффект.
III. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ КРЫМСКОГО ВОПРОСА
Оптимальным представляется решение, которое предусматривает самоопределение Крыма через свободное волеизъявление его народа (референдум), уважение этого акта соседними государствами и вхождение Крыма в состав СНГ в качестве равноправного субъекта административно-хозяйственной территории с особым статусом. Это позволит Крыму строить свои отношения со всеми республиками на равноправной и недискриминационной основе, с учетом исторически сложившихся культурных и хозяйственных связей, а также создает основу для установления прочного и объективного баланса интересов в Причерноморье. Можно надеяться и на то, что такое решение в наименьшей степени заденет национальные чувства двух братских народов, демократические ценности и международные нормы.
В этой связи представляется целесообразным предпринять практические шаги в следующих направлениях:
Во-первых, довести до конца работу по правовому аннулированию решения 1954 года по Крыму, обеспечив маскимально полное и объективное документальное и юридическое обоснование. Важность этой работы определяется