Українська література » Класика » Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.

Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.

Читаємо онлайн Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.
бубон и цимбали. Встречаются флейты, кларнеты, чеканы. Это не то, что панская музыка: панская сама по себе, а эта сама по себе, и слывет под именем свободного оркестра - вольна капелія. Эта вольна капелия иногда играет превосходно (напр., бр[атья] Вершинские в м. Крутых, Балтского уезда. Тульчинецкая вольна капелия, известная под именем «Тоган-Тогани», состоит из цыган и евреев) и с достоинством заменяет чехов и других музыкантов. Такие замечательные музыканты, очевидно, ждут панских призывов, а все остальные - тирлигачі по воскресеньям и праздникам собираются в сельский шинок, если поп играть позволяет; не то - выходят в те корчмы, которые стоят за селом и известны под именем «вольных» (на вольну йдуть). Разумеется, на вольной одни подорожние да несколько пастухов заходят в корчму; охотников погулять между ними едва ли отыщется. Поэтому вольна не веселит, и музыканты стараются задобрить попа и играют в деревне. Обычай там такой, что поп посылает причетников, те отнимают инструменты и приносят к настоятелю. Музыканты должны выкупить их; сумма назначается священником и идет в пользу церкви. Это еще ничего; но иногда причт получает приказание побить инструменты и исполняет это с ожесточением, со всеусердием. Тогда что? Очевидно, что бедным музыкантам легче ударить челом пастырю, нежели, рассердив его, допустить кого ударить инструментом об землю или об лаву и т. п. Получивши разрешение, вольна капелия отправляется в шинок и там садится за стол и играет по найму от штуки, как шарманщики. Каждая штука известна под именем танця́, и платится две, три до пяти копеек медью. Такую-то сумму парубок должен выбросить из кармана в пользу дивчины, отдавшей колодку. Но не в количестве дело, а в чести: та девушка значнее в селе, для которой больше танців наймають; равным образом, тот парубок важнее, которому отдают больше колодок. Охотницы к танцам, девицы еще и честолюбивы: оттого нанятый танец морально дорог, хоть дешев платою. Откупаться надо как можно скорей; потому вольна капелия зарабатывает преимущественно весною. Это разумеется о вольных танцах, в шинке. Та дивчина, для которой танец нанят, первенствует в нем, но может позволять и запрещать танцевать другим только с согласия нанявшего. На Подолии танцуют непременно парами и поміш - мужчины и женщины. Танцевать бовкуно́м, как я видел в г. Миргороде, на Подолии не водится. Кстати, там в танцах первенствуют дивчата, и парубки заискивают - залицяються, а здесь парубки все, а дивчата ничего, так что может пройти гуляння, а танцуют только парубки, дивчатам не дадут. Это, по-подольски, невежливо, а здесь удальство, молодечество. На Подолии вообще дивчата пользуются уважением парубков, хоть и должны остерегаться обидеть кого из них, и не имеют гуртового прозвища, даже поодиночке дразнят там не каждую, и большею частию по отцу, как отца продразнят.

В Миргороде дивчата ровно ничего не значат, а парубки всесильны, грубы в обращении с ними, даже в известной степени нечестны, и всех вообще дивчат дразнят овцами - шльонські вівці 60 - бррр. Вообще говоря, подоляне приветливее, развязнее, здоровее и больше развиты. Это я объясняю тем, что там нет панов - дрібноти, которые бы следили каждый шаг крестьянина. 61 Не было там и тайной экспедиции. 62 Далее, там народ ничуть не сошелся с солдатами и детям своим не позволяет. Оттого там разврата, сравнительно с левой стороною, можно сказать, нет, и песни прекрасны, цельны. Не так, как напр., в г. Миргороде, где поют просто черт знает какие гадости, отвратительно слушать. Уже не говоря о языке, который до крайности изломан на московське, самое содержание безнравственно; иная песня просто лишена смысла. Особенно это надо сказать о парубочих песнях и, тем более, гуртовых. Я не знаю, чем объяснить то, что парубки не стыдятся во все горло петь неприличные песни даже в присутствии женщин. Это, должно быть, отзывается дружба с солдатами... Нет, на Подолии не недоляшки, а чистые украинцы, без примеси. Но возвратимся к колодкам.

Обычай віддавати колодки́ имеет связь с великопісним пущенням, 63 или, кажется, вернее с пущенням перед масницею - точно сказать не могу. Дело в том, что на одном из этих заговин парубки нанимают танцы для своих дивчат, и они обязываются віддати колодку именно тому, кто танец нанимал. Как я сказал, можно отдавать и несколько колодок, след[овательно], несколько парубков могут нанимать танец для одной девушки; но не все враз, а каждый порознь. Но что же такое самая колодка?

В понедельник, на сырной неделе, 64 подоляне празднуют колодія. Этот колодій 65 - бабське свято. Я видел, что для празднования его собираются у попадьи; ни священник, ни другой мужчина на этом праздновании не присутствует. Не знаю, куда отнести обычай зносити мітки попаді на колодія,- к позднейшим ли установлениям, или это остаток старой старины? Но носят мітки только в том приходе, в котором попадья пользуется любовью парафіян. Колодий - не ільнування: льнуючи, попадья в старину сама ходила по хатах з пляшечкою; теперь, когда уже позором считают сближение с народом,- молодые попадьи посылают доверенную женщину и уже без пляшечки, а просто - дай; на колодия же молодицы сами сходятся к попадье, которая делает для них учту; на ільнування ропщут, жалуются, а колодий празднуют с радостью и недовольны молодыми попадьями, что они и колодія не справляють. Давно я был очевидцем этого празднования и не помню причитаний - будто снится мне, что поминают коноплю. Как у себя дома празднует народ колодия, не знаю; знаю только, что неженившемуся парубку, который попадется в руки, молодица или и старуха привязывает к руке или к ноге кусочек дерева,- преимущественно качалку, как бы в наказание за то, что не

Відгуки про книгу Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П. (0)
Ваше ім'я:
Ваш E-Mail: