Українська література » Класика » Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.

Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.

Читаємо онлайн Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.
class="c1">- отвечает черт.- Ти ж нащо сотворив його такого хорошого? Бувши таким, він ба й не згадав, що я єсть на світі. А так - колись і мене згадає.

Видит бог, что черт напакостил, но делать нечего: что однажды бог сделает, того уж не переделывает. Но и оставить человека обблеванным господь не хотел, а потому взяв та й вивернув його обблеванным внутрь. И теперь наше тело навыворот (навиворіт) - что было внутри нас; то теперь снаружи, а что было снаружи, то теперь внутри со всем тем, что черт наблевал. И в самом деле,- заключил расказывавший,- что у нас внутри? Потроха, кишки... И всякие болезни разве не изнутри начинаются? Все это вследствие проделки черта». 6

Как бы в противоречие последнему рассказу, есть предание в Киевской губернии, что тело человека первоначально было покрыто роговою оболочкою. Но так как оно было неудобно, то люди просили бога, и он дал им теперешнее наше тело, а, в воспоминание первого вида, оставил ногти.

Женщину бог создал «из цветов».

Кроме этих рассказов о сотворении світа, в народе есть еще много других - юмористических - особенно о сотворении человека. Но они имеют особенную цель, а не повествование о творении, и, очевидно, позднейшего происхождения. Таковы рассказы, например, о сотворении немца, о происхождении польских фамилий от названия разных предметов (Калинский - от калины, Каминский - от каменя, Воронецкий - от ворона и т. д), о том, почему у турка много жен, а крестьянин (наш) может иметь три и то не вместе, священник (піп) - только одну, а ксендз - ни одной. В том же рассказе объясняется, почему у ксендзов лысина на макушке и т. п. Для примера вот сокращенный рассказ о последнем.

«Когда творил бог людей, то создал всяку віру, всяку кров - турок, поляков, наших (т. е. крестьян), попов, ксендзов и т. д., но женщин тогда не было.

Скучно и невыгодно было жить одним мужчинам на свете, потому они обратились к богу с просьбою, чтобы он дал им жен. Бог и дал каждому просившему, сколько счел нужным. Ксендз же в то время спал и не ходил к богу вместе с другими. Проснувшись и увидя жен, он спрашивает:

- Где вы их взяли?

- Бог нам дал,- отвечали ему.

- Так пойду и я, пусть и мне даст,- сказал ксендз и побежал.

Бог в это время отдыхал. Ангелы и говорят ксендзу:

- Не ходи.

Но ксендз не обратил внимания на доброе слово и принялся стучать в дверь. Вышел господь, но уже разгневанный, и спрашивает ксендза:

- Ти чого прийшов?

- Всем дал жен,- говорит ксендз,- а меня спрашиваешь, чого прийшов?

- Что же ты делал, когда другие приходили просить?

- Спал,- отвечал ксендз.

А бог його за чуприну, та млинка:

- То ти,- говорит,- вражий сину, як люди просять, тоді спиш, а як я ліг спочити, тоді ти двері ломиш! - Та в шию його як затопить! Полетів ксьондз сторчака, а чуб так і зостався у бога в руці. Отак-то ксьондз і чуба позбув, і жінки не здобув».

Много есть подобных рассказов, но, очевидно, на них нельзя смотреть как на выражение народных верований. Но есть и такие рассказы, которые можно принять за юмористические и за серьезные, напр., о глазах рака, о том, почему оса, ужаливши, не умирает, а пчела умирает; о происхождении мельников из медведей и т. д.

Заключим нашу статью еще одним рассказом. Он повествует о той отдаленной поре, когда человек сам тянул борону и не знал еще плуга.

«По изгнании из рая Адам; чтобы не умереть с голода, должен был пахать землю. Взял он заступ, что ли, и пошел копать. Сколько за день обработает, черт за ночь снова все обратит в целину. Посмотрит Адам поутру, заплачет и копает дальше. Черт опять переверне як було. Долго так трудился Адам, а черт все ему пакостил. «Что тут делать?» - думает Адам... и отправился к богу за советом. Бог говорит ему: «Когда станешь на работу, скажи: Господи, помогай!»

Чуть свет вышел Адам на ниву и говорит:

- Господи, помогай! - и пошла работа, как по маслу. Но это еще не все. Когда на следующее утро Адам снова вышел на поле, то увидел, что все пространство земли, которое он копал, а черт обращал в целину, было отлично обработанной нивой. Так бог дал, что злые духи принуждены были скопать целину, в которую обращали Адамову ріллю. И повелась с той поры и до нас дошло - благословиться перед работою.

Посеявши, Адам запрягся в борону и став волочити. Но борона оказалась непомерно тяжелой. «Не така вона повинна бути»,- подумал Адам и оглянулся. А на бороні чорт сидить, провозиться. Схватив Адам грудку и бросил в черта, но он захохотал и исчез. Едва Адам запрегся снова, черт опять сел на борону, опять Адаму тяжело, опять он прогнал черта и опять запрегся, оглянулся, а черт на бороне. Как тут быть? Сел Адам под деревом и плачет с отчаяния, а черт хохочет.

- Чого ти плачеш? - спрашивает бог.

Адам и рассказал, как было.

- Ничего,- говорит бог,- успокойся. А когда увидишь черта на бороне, то не прогоняй его, а скажи: тпру! и бери за чуб да и запрягай в борону.

Адам так и сделал. Едва увидел черта на бороне, тотчас же сказал «тпру!» и идет прямо к нему; черт ни с места, словно прирос к бороне.

Как только Адам взял черта за волосы, он обратился в лошадь. С той поры и до сего дня

Відгуки про книгу Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П. (0)
Ваше ім'я:
Ваш E-Mail: