Тарас Шевченко та його доба. Том 2 - Рем Георгійович Симоненко
Необхідність зміни вищої влади та невідкладних конституційних перетворень
«Сия двойная цель не может быть с успехом достигнута, – наполягає П. І. Пестель, – как посредством учреждения временного Верховного правления и обнародования Русской Правды ко всеобщему сведению. Причины тому суть следующие: предполагаемый новый порядок, по обширности государства и многочисленности статей и предметов, переобразованию подлежащих, не может быть введён одним разом. Для сего нужно много мер приуготовительных или переводных, которые должны постепенно в ход и действие быть приводимы, дабы государство не подвергалось беспорядкам, волнениям и превращениям, которые вместо улучшениям могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все происшествия в Европе, в последнем полустолетии совершившиеся, доказывают, что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшие постепенность в ходе государственных преобразований, впали в ужаснейшие бедствия и вновь покорены игу самовластия и беззакония. Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию государства постепенными мероприятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важного дела, как не временному Верховному правлению: прежняя власть довольно уже доказала враждебные свои чувства противу народа русского, и представительный собор не может быть созван, ибо начала представительного верховного порядка в России ещё не существуют. Но поелику Россия должна иметь залог в том, что временное Верховное правление точно будет действовать для одного только блага России и для всевозможного усовершенствования положения и состояния её по всем предметам и статьям, то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде наказа Верховному правлению. С другой стороны, составление уложения или полного свода законов есть дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений, дабы все статьи оного пребывали в совершенном между собой согласии и соответствии. А поэтому и не может оно быть вдруг ныне издано. К тому же государственное уложение должно содержать одни только точные и положительные законы и постановления, утверждающие будущий порядок в государстве, а следовательно, и не должно оно содержать:
1) ни воспоминания о ныне существующем порядке, ибо оный прекратит своё существование;
2) ниже изложения переводных и приуготовительных мероприятий или средств, коими нынешний порядок изменён будет предполагаемым новым, ибо приуготовительные и переводные меры суть действия преходящие;
3) ниже, наконец, пояснения основных умозрительных соображений и правил, на коих государственное здание имеет быть сооружено, ибо умозрения не могут входить в состав положительных законов или уложения. Но поелику сии три предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале её возрождения и преобразования, то тем ещё более оказывается необходимость в Русской Правде, которая, излагая коренные начала и основания сего преобразования, содержала бы указание на целое государство и на все оного части, члены и отрасли.
Місце «Русской Правды» в прийдешніх корінних перетвореннях Росії
Русская Правда есть по сему верховная Всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец, коренные правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового государственного порядка и составлении нового государственного уложения. Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и постановлений будущего порядка вещей, исчисление главных предполагаемых переводных [м. б., в значении – переходных. – (Авт.)] мероприятий и вместе с тем пояснение коренных соображений, начальных причин и основных доводов, утверждающих предполагаемое для России государственное устройство.
Итак Русская Правда есть наказ или наставление временному Верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобождён будет и чего вновь ожидать может. Она содержит обязанности, на временное Верховное правление возлагаемые, и служит для России ручательством, что временное Верховное правление единственно ко благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собой ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства, и волнуемый страхами, а потом и разными страстями, часто предпринимал беспокойные действия, и, наконец, междоусобия производил.
Русская Правда отвращает своим существованием всё сиё зло и приводит государственное преобразование в положительные ход и действие тем, что всё определяет и на все предметы коренные правила издаёт. Посему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как Временное правление со всеми частями, отраслями и степенями правительства, так равно и весь народ со всеми оного членами или гражданами. Временное Верховное правление обязано новый государственный порядок, Русскою Правдою установленный, постепенными мероприятиями ввести и устроить, а народ обязан сему введению не только не противиться, но, напротив того, временному Верховному правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию народного возрождения и государственного преобразования»251.
Далі детально викладається текст самої «Русской Правды», з якої ми наведемо лише останній розділ, присвячений ролі й значенню конституції майбутньої держави Росія:
«КОНСТИТУЦИЯ – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВЕТ
1) Границы Российского государства суть… При сем случае действуют два правила: Правило благоприличия для России и правило народности племён смежных или подвластных. Когда дело идёт о народе, могущем пользоваться независимостию и самостоятельностию, тогда правило народности берёт перевес. Когда же дело идёт о народе, не могущем оными пользоваться и долженствующем быть под покровительством