Тарас Шевченко та його доба. Том 2 - Рем Георгійович Симоненко
Царські владці, розуміючи вагомий вплив революційної творчості Шевченка, робили все, щоб дістати підстави для якнайсуворішого покарання поета. Вони прагнули знайти компромат на арештованого у листах, якими Шевченко обмінювався з іншими кириломефодіївцями. Під час слідства 6 травня 1847 р. Бібіков надіслав таємне розпорядження губернському поштмейстеру: «Прошу ваше высокоблагородие все получаемые с почтою письма на имя: преподавателя в университете св. Владимира Николая Костомарова, художника Шевченка и студентов: Посяда, Андрузского, Афанасия Маркевича, Тулуба, – доставить ко мне, так как лица сии арестованы»534.
Після арешту 5 квітня було затримано вихід збірки творів Шевченка «Три літа», в якій містилося 24 твори535, а також нотатки, зроблені Тарасом Григоровичем під час подорожі Україною за дорученням Київської археографічної комісії536.
Прикметний обмін листами між начальником III Відділення та тодішнім президентом Академії мистецтв герцогом Максиміліаном Лейхтенберзьким вже через тиждень після арешту Тараса Григоровича. 12 квітня Орлов повідомляв і запитував: «Честь имею довести до сведения вашего императорского высочества, что художник Шевченко учился в Академии художеств и, сколько известно, занимался живописью под руководством профессора Брюллова. До 1845 г. был в С. – Петербурге; в том же году прибыл в Киев и изъявил желание поступить в университет преподавателем рисования, в каковую должность назначен министром народного просвещения в начале нынешнего года, но ещё в оную не вступил.
Докладывая о сём вашему им(ператорско)му высочеству и встречая необходимость иметь о Шевченке ближайшие сведения, долгом считаю покорнейше просить удостоить меня, сколь возможно, поспешнейшим уведомлением, как о том, не находится ли означенный Шевченко и ныне при Академии, так и о мнении на его счёт ближайшего его начальства»537.
Герцог відповів вже 14 квітня: «Вследствие вопроса в записке вашего сиятельства от 12-го сего апреля о художнике Шевченке, мне сделанного, сим ответствую, что художник Шевченко учился в императорской Академии художеств художеству с 1838 по 1845 год, в котором году признан художником и с того времени, занимаясь свободно искусством, от Академии не зависит.
К сему нужным считаю присовокупить, что Шевченко имеет дар к поэзии и на малороссийском языке написал некоторые стихотворения, уважаемые людьми, знакомыми с малороссийским языком и прежним бытом этого края; почитался он всегда человеком нравственным, быть может, несколько мечтателем и чтителем малороссийской старины, но предосудительного на счёт его ничего не доходило до сведения Академии»538.
Жандармське «резюме»
17 квітня 1847 р. датована перша реляція вищої жандармської установи про головні підстави тюремного ув’язнення поета та початку слідства: «17 апреля, в 3 часа пополудни, доставлен из Киева в ІІІ Отделение художник Шевченко, со всеми его бумагами. К разбору оных тотчас было приступлено…
Из бумаг его обращают на себя внимание стихотворения его и только частью письма.
Замечательнейшие из них суть следующие:
1. Рукописная книга стихотворений самого Шевченко. Особенно два стихотворения, первое и называемое «Сон», исполнены противозаконных и возмутительных мыслей.
В стихотворении «Сон» Шевченко представляет себя заснувшим и перенесенным сначала в Сибирь, потом в Москву и, наконец, в С. – Петербург. В Сибири он видит преступников в рудниках и цепях, гибнущих под ударами наказаний; в Москве описывает изнурение войск на параде, а в С. – Петербурге – собрание во дворце. Нигде клеветы его столько не дерзки и не наглы, как при описании дворцового собрания. В этом собрании, по его словам, ждали государя императора с трепетом, и когда он вышел «Ось і сам високий, сердитий виступає», все вельможи, молча, окружили его; разговор шёл об отечестве, петлицах и последних манёврах; каждый старался стать ближе к императору, чтобы удостоиться получить от него пощёчину или хотя полпощёчины: государь подошёл к самому старшему, ткнул его в лицо; вельможа со своей стороны ткнул следующего за ним, этот – следующего, и таким образом толчок сверху обошёл всех от первого до стоявшего у дверей, а в собрании раздалось: «ура, ура, ура!». В другом месте козаки у него выражаются: «От царю поганий, царю проклятий, лукавий, аспіде неситий!»
Шевченко прибегает ко всем едким и пасквильным выражениям, как только доходит до государя императора… В конце «Сна» он представляет себя перед памятником, воздвигнутым Петру І-му Екатериною ІІ, и изливает свою желчь как на того, так и на другую…
2. Тетрадь стихотворений Шевченко незамечательного содержания.
3. Два листочка стихотворения и в его же духе.
4. Стихотворение, писанное кем-то другим, в котором говорится, что «Украина спит в развалинах, главные гетманы умерли в муках, заклёпанные в кандалы», а в конце род плача об Украине.
5. Стихотворение Чужбинского, в котором также говорится о погибшей козацкой славе, о кандалах, и присоединена просьба «Про козацтво не забудьте».
Стихотворение Виктора Забелы; он описывает в виде пасквиля секретаря Академии художеств Григоровича, сочинителя Торквато Тассо (вероятно, Кукольника), какого-то медальера и самого Шевченко.
6. Стихи Андрузского (о которых он сам упоминает в своём показании), поднесённые им Шевченко; в них также говорится о погибшей будто бы Малороссии.
7. Четыре письма Кулеша к Шевченко.
8. Письмо Штрандтмана к Шевченко, в котором первый называет второго «остатній з козаків».
9. Письмо Михайла Карпо к Шевченко: первый, называя второго: «Отамане наш», приглашает его к себе попировать и говорит: «мы на квартире у Матвеева, молоденького кацапчика».
10. Два письма к Шевченко уже умершего литератора Григория Квитки (Основьяненко)»539.
Термінова нарада начальників охранки й освіти
Відтоді власті вживають ретельних заходів, щоб приховати від громадськості свій острах перед полум’яною творчістю поета. Головна роль у цьому – III Відділення. 1 травня його начальник зустрічається з одним з найзатятіших стовпів царської реакції, головним у галузі «народної культури» – президентом Російської Академії наук і міністром освіти С. С. Уваровим.
Ось повідомлення Орлова про цю зустріч, яку завершує Примітка: «Были читаны в доме гр. А. Ф. Орлова министру просвещения и его товарищу 1 мая». Зроблено таке було, зрозуміло, за ініціативою самого Орлова: «К министру народного просвещения было бы нужно препроводить:
1. Три печатные книги Кулиша.
2. Печатную книгу стихотворений Шевченко.
3. Тетрадь «Закон божий».
4. Рукопись, служащую как бы пояснением устава Славянского общества.
5. Листок о панславизме, писанный Костомаровым, и три листка, найденных у него же, на которых написаны возмутительные сочинения, в том числе «Сон» Шевченки.
6. Отпечаток печати Костомарова»540.
Арешт та ув’язнення Шевченка
Наступного дня Шевченка було арештовано. Київський цивільний губернатор Фундуклей спішно доповідає в Петербург: «В числе лиц, на которых по полученному мною предписанию от г. киевского военного,