Українське письменство - Микола Зеров
Люборацькі. — С. 5, 6, 7, 8, 89, 90, 102. Повагу парафіян до старого панотця Свидницький відзначає і в описі похорону, і в епізоді парафіяльного протесту проти «вікарого» на закріпленому за дочками о. Гервасія приході.
(обратно) 453Пор. образи старосвітських батюшок в оповіданнях Свидницького: о. Гарасим в оповіданні «Гаврусь та Катруся», татуньо в оповід. «На похоронах».
(обратно) 454Сцена сварки наприкінці VI розділу частини 2-ї.
(обратно) 455Матушевский Ф. Жертвы переходной эпохи // К. стар. — 1902. — VII—VIII. — С. 193 дд. — Єфремов С. — Пропаща сила, передмова до «Люборацьких». — Вид. «Час». — Огоновський. Історія літ. руської // Зоря. — 1890. — Ч. XVI і XVII.
(обратно) 456Про тип школи див.: Філь Євт. Матеріали до біографії А. Свидницького // Зап. іст.-ф. відділу ВУАН. — Кн. V. — С. 35—137. Записки Д. И. Ростиславова // Русск. стар. — 1880. — I. — С. 6—15.
(обратно) 457Найрізкіше про те написав Помяловський. Досить прочитати вступні абзаци нарису «Зимний вечер в бурсе» або опис дортуару Санога — в нарисі «Бурсацкие типы». Про «грязь» і «холод» пише і Ростиславов в XV розділі своїх «Записок» // Рус. старина. — 1882. — VI. — С. 585—614. Значно м’якший опис Н. Клебановського, вихованця богуславської бурси (К. стар. — 1894. — IX, X, XI).
(обратно) 458Про зловживання економів та недогодовування по закритих школах, крім Помяловського, пишуть: Ф. Кістяковський (К. стар. — 1895. — III. — С. 118—123, характеристика економа Ошевського: «Не был жаден и корыстолюбив», — за 30 р. утримування казеннокоштних «нажил 15 000 руб.»), Д. Ростиславов («Содержание казеннокоштных учеников было в высшей степени недостаточно: приходилось иногда в буквальном смысле голодать»). — Р. стар. — 1880. — I. — С. 15).
(обратно) 459Записки Д. И. Ростиславова. Розд. XVIII. О смотрителях и учителях уездного училища // Русск. старина. — 1884. — VII. — С. 87—104.
(обратно) 460«Люборацькі», част. перша, розд. III (наприкінці).
(обратно) 461Порівн. у інших авторів. «Не видя хороших примеров и боясь одной только школьной ферулы, мы росли маленькими негодяями. Экое, подумаешь, время было. Признаюсь, что наше духовное воспитание хуже всех воспитаний на свете…» «Товарищи, окружавшие меня, была такая грязь, их понятия (если только у них были какие-нибудь понятия) так гадки, их поведение так серо и подозрительно смирно, что надо благодарить Бога, если малютка из этого омута грязи и нравственной тины вынесет сердце свое чистым, не выпачканным навеки; не было мерзости, о которой бы не толковали между собой оборванные мальчишки. Это была циническая школа негодяев и шалунов. Благодетельное начальство не обращало внимания на эти пороки, которые ржавью въедались в характер детей»… «Само собою разумеется, что между нами много было порядочных плутов. Мы гуртом ходили на воровство к торговкам… а кто ловче всех обкрадывал бедную бабу, тому и почет, и название молодца». — Аскоченский В. Дневник // Истор. вести. — 1882. — I. — С. 100. Те саме о «старшеклассниках, обучающих мерзостям». — Ростиславов. Записки, розд. XIV // Русск. стар. — 1882. — III. — С. 657—672.
(обратно) 462Про це так само свідчать інші автори. Почати з Помяловського, що утворив мальовничий образ злодія Аксютки і висловив при тому цікаві гадки про товариську етику бурси, — начерк «Бурсацкие типы». Про внутрішні крадіжки, особливо книжок, багато матеріалу в Н. Клебановського // К. стар. — 1894. — IX, X, XI; та Ю. Г. (К. ст. — 1902. — XI). Спробу (досить рисковану) ослабити це спостережене Помяловським побутове з’явище робить один із нових дослідників В. Совсун у статті «Социологические (?) основы творчества Помяловского». (Сборник «Литературоведение». — ГАХН. — М., 1928). Пор.: «Герои Очерков бурсы представляют собой… неорганизованный, неспаянный стихийно бунтарский коллектив. Присмотримся: характеризуя „товарищество“ бурсаков, Помяловский так говорит: „Надобно заметить характеристическую черту бурсацкой морали; воровство считалось предосудительным только относительно товарищества. Были три сферы, которые по нравственному отношению к ним бурсака были совершенно отличные одна от другой. Первая сфера — товарищество, вторая — общество, т. е. все, что было вне стен училищных, за воротами его: здесь воровство и скандалы одобрялись бурсацкой коммуной, особенно когда дело велось хитро, ловко и остроумно… Третья сфера — начальство: ученики гадили ему злорадно и с местью. Так сложилась бурсацкая этика“. Так говорит Помяловский. Но на деле у него герои совершенно не такие. В самом товариществе воровство оказывается обыденным явлением. Так, Хорь стаскивает костяшки у всех своих товарищей, Аксютка, как хитрый вор (sic!), крадет у своего