Українська література » Класика » Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.

Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.

Читаємо онлайн Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П.
дівками -

Перед дівками своїми косами.

Хвались не хвались, не ти кохала -

Кохала тобі ненька старенька.

Від цего слова... и пр.

 

Вечером против Нового года ходят щедрувати. От этого ли вечер получил название щедрого (щедрий вечір), или его название распространено и на песни того вечера (щедрівки) и на самый обычай петь эти песни (щедрувати)? Все щедрівки имеют чисто хозяйственное значение. В одной из них поется желание, чтобы господар имел щастя до товару и

 

До всякого статку 108

Щоб не мав припадку,

Як чашечка у меду,

Як барвінок у саду.

 

Одна из известных мне щедрівок представляет господаря богачом. Он

 

...сидить в конець стола,

На нім шуба шабульова (соболь),

А в ті шубі дзінькаторі, 109

А в ті дзінькаторі - сто червоних.

 

Утром на Новый год ходят посівальники: и старики и мальчики набирают всякого зерна, большею частию в рукавицу, и ходят из дома в дом посівати. Посіваючи, приговаривают: «Сійся, родися жито, пшениця, всяка пашниця на щастя, на здоровля, на Новий рік, щоб уродила краще, як уторік». Это зерно собирают и прячут. «Як помір в селі, это зерно сиплять по вікнах - нібито помір скаже: «Не йдім сюди, тут Новий рік».

По выходе из церкви слуги берут коня, вола и барана, где есть эта худоба, украшают их поясами, колосьем, калиной, барвинком и в таком виде вводят в комнату поздравить господаря с Новым годом, новым счастьем. Замечают при этом, чи густе, чи рідке счастье будет. Это я видел в доме родителей.

Еще раньше - не медля по отходе всенощной - выходят в сад дідуха́ палити, т. е. ту солому, что была в комнате, собирают, выносят в сад и там зажигают, щоб садовина родила, щоб осе́льня (гусеница) не об’їдала. Кроме этого, замечателен обычай на первый св. вечер: после ужина один кто-либо из мужчин берет секиру (топоров на Подолии нет), зовет кого-либо с собою в сад. В саду происходит следующее: тот, что вышел без секиры, садится за неродючою деревиною, а тот, что с секирой, будто хочет рубить ее и цюкне.

- Не рубай мене! буду вже родити,- говорит сидящий.

- Ні, зрубаю,- говорит второй,- чому-сь не родила.- И другой раз ударяет секирою.

- Не рубай! буду вже родити!

- Ні, зрубаю-таки: чому-сь не родила! - И третий раз ударит секирою.

- Бійся бога! не рубай! буду родити лучче за всіх.

- Гляди ж! - говорит тот и удаляется. А сидевший перевяжет это дерево переве́слом и также удаляется. Это происходит возле каждого дерева, которое не родит.

Около Нового года вымолачивают и тот сноп, что стоял на покутье. Вымолоченное зерно прячут до севбы, а тогда мешают в семена. 110

На другий св. вечір 111 (голодна кутя) поутру пекут підпа́лки и мажут их медом. Перед ужином отец или сын, или брат отца идет з підпалком на обору, на кошару - вообще между чистых животных, кропит там св. водою, пишет крест мелом на дверях, на воротах и ест підпалок, «щоб не приступив який злий дух, як ото втікають вони з води». Корм для скота берут не вилами, но руками,- по той же причине.

Белорусы вместо підпа́лка пекут пирог с кашею и грибами и с этим пирогом ходят, как подоляне с підпалком. Белорусы, пиша крест, приговаривают: «Пирога кусни, а хреста писни». Это делается во избежание несчастия.

Стрельба во время водоосвящения у подолян, кажется, не имеет значения. Но у белорусов она значит волков разгонять: куда два побегут, куда три, так и будут ходить целый год.

Кто первый наберет св. воды, такая вода добра для пасіки - кропити, як бджола заїдається.

Есть хозяева, которые до этого времени поят весь скот дома из ведер и теперь только начинают гонять к проруби, в том убеждении, что лучше он выйдет из зимовки - ситіший буде. Белорусы на богоявление, по выходе из церкви, перед обедом, бросают в огонь кусок железа и там, в печке, он остается целый год, в предохранение скота от волков во время ночлегов на поле.

На ордань подоляне собирают со стола сено и все, что было под сеном: отруби (висівки), чеснок, просо. Из отрубей делают припарки, когда болит под грудью. В случае кражи, чесноком мажут язык одного из церковных колоколов и таким образом звонят. Верят, что если вор заслышит этот звон, то его бог выявит. Просо трут, и когда завидят, что идет поп с кропилом, на скорую руку разводят эту муку и этою жижею пишут кресты на четырех стенках в комнате - на каждой по одному, чтобы их, еще мокрые, окропили святою водою. Эти кресты остаются на стенках до сретения; 112 тогда их счищают и прячут счищенное. Когда корова не може счиститись, то ей дают этих остатков креста. (Верят, что ночью против ордани вся тварь получает дар слова, что вся вода на некоторое время обращается в вино.)

Из всего сказанного видно, что різдвяні святки отрываются от прошедшего времени и имеют значение только для будущего. Следовательно, в ряду хозяйственных празднований они предшествуют великодню, таким образом, великдень есть весенний праздник и, в настоящее время, второй относительно хозяйства. Последний между ними, т. е. заключительный праздник, есть маковея, а первый, т. е. начальный - різдвя́ні святки.

Итак, великдень по

Відгуки про книгу Фольклорно-етнографічні нариси та статті - Свидницький А. П. (0)
Ваше ім'я:
Ваш E-Mail: